Методическая копилка

Педагог дополнительного образования

Цель программы: формирование устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

  • Развить диалогическую речь дошкольников, память, внимание, творческие способности.
  • Закрепить правильное произношение всех звуков, отработать дикцию, работать над выразительностью речи, интонацией;
  • Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции и чувства.

Планируемый результат обучения: сформированные навыки речевого общения у детей младшего дошкольного возраста.

Расписание занятий по дополнительной образовательной программе «В гостях у сказки»:

  • Понедельник, среда, пятница (чет/нед): 16.00-18.00
  • Вторник, четверг (нечет/нед): 16.00-18.00

Игры и упражнения способствующие развитию памяти

"Пирамида"

  • Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребёнку сначала одно слово, ребёнок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребёнок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребёнок - повторяет и т.д.

"Нарисуй такой же"

  • Ребёнок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребёнок должен нарисовать такой же предмет.

"Башня"

  • Ребёнку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребёнок должен запомнить эти фигуры и назвать.

"Детектив"

  • Развивать произвольное запоминание; ребёнок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребёнок должен назвать картинки, которые запомнил.

"Фигурка из палочек"

  • Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребёнок запоминает её и по памяти выкладывает такую же.

"Что ты видел в отпуске?"

  • Взрослый задаёт ребёнку вопросы о происходящих в отпуске событиях.

Игры и упражнения способствующие развитию мышления

"Разложи картинки"

  • Учить учитывать последовательность событий.

"Найди лишний предмет", "Найди в ряду лишнюю фигуру"

  • Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.

"Творческий подход"

  • Ребёнку показывают предметы, не имеющие определённого назначения; ребёнок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

"Антонимы"

  • Ребёнку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: "тяжёлый - лёгкий", "сильный - слабый".

"Закончи слово"

  • Учить заканчивать слово по начальному слогу.

Игры и упражнения способствующие развитию внимания

"Будь внимателен"

  • Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде: "Волшебное слово". Взрослый показывает упражнения, а ребёнок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: "Пожалуйста!"

"Где что было"

  • Ребёнок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребёнок указывает, что изменилось.

"Назови, что видишь"

  • Ребёнок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

Экологическое воспитание

Известно, что большинство информации дети принимают интуитивно. Именно поэтому необходимо обеспечить ребёнка своевременной и дозированной информацией, которая развивает его наблюдательность, любознательность.

Предлагаем Вам, уважаемые родители, интересное занятие - опыты в природе.

Именно они помогут Вам решить большинство задач экологического воспитания малыша.

Свойства рассеянного песка. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжёлый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжёлого предмета будет заметно более отчётливым на набросанном песке, чем на рассеянном.

Вывод: рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

Своды и тоннели. Понадобится трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги. Вставляем в неё карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой.

Вывод: Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.

А также:

  • Свойства мокрого песка. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
  • Песочные часы. Покажите ребёнку настоящие песочные часы. Пусть он проследит за тем, как просыпается песок. Дайте ему возможность ощутить длительность минуты. Если у Вас нет песочных часов, то попросите набрать в ладошку песок, сжать и смотреть, как бежит струйка песка. Вы по своим часам замечаете временной период действия их.
  • Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Покажите это, налив её в сосуды разной формы. Вспомните, где и как разливаются лужи.
  • Вода не имеет вкуса. Спросите перед опытом, какого вкуса вода. После этого дайте ребёнку попробовать простую кипячёную воду. Затем положите в один стакан соль, в другой сахар, размешайте и дайте попробовать. Какой вкус теперь приобрела вода?
  • Вода не имеет запаха. Спросите ребёнка, чем пахнет вода? После ответа попросите его понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы ребёнок не видел) пахучий раствор. А теперь, чем пахнет вода?
  • Вода не имеет цвета. Попросите ребёнка положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?
  • Животворное свойство воды. Заранее срежьте веточки быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку "Живая вода". Вместе с ребёнком рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните, что одно из важных свойств воды - давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдёт время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.

Театрализация как средство развития речи детей

Известно: речь – основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных задач процесса образования является развитие речи. Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том, числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирование полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

Для педагогов и родителей является естественным желание видеть детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, проблемы. Одни проблемы уходят с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям взрослых. За последние годы педагоги дошкольных учреждений все чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в усвоении программного материала, отмечают нарушения в звукопроизношении и как следствие этого, слабо развитую речь. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по выше изложенным причинам, отстающие в развитии от сверстников.

Конечно, с такими детьми занимается логопед, но и воспитатели должны принимать активное участие в данной работе для достижения видимых результатов. Исходя из этого, мы решили связать работу по развитию речи детей с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Театрализация занятий привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, театрализованных игр и т.д.

Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Психолог и философ С. Л. Рубинштейн (1889-1960) в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам».

Выразительность речи развивается в течении всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимы такие условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Поскольку не редко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Огромную помощь в этом могут оказать театрализованные занятия в детском саду. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

6.jpg
43144265.jpg
Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть