Цель программы: формирование устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Задачи:
Планируемый результат обучения: сформированные навыки речевого общения у детей младшего дошкольного возраста.
Расписание занятий по дополнительной образовательной программе «В гостях у сказки»:
"Пирамида"
"Нарисуй такой же"
"Башня"
"Детектив"
"Фигурка из палочек"
"Что ты видел в отпуске?"
"Разложи картинки"
"Найди лишний предмет", "Найди в ряду лишнюю фигуру"
"Творческий подход"
"Антонимы"
"Закончи слово"
"Будь внимателен"
"Где что было"
"Назови, что видишь"
Известно, что большинство информации дети принимают интуитивно. Именно поэтому необходимо обеспечить ребёнка своевременной и дозированной информацией, которая развивает его наблюдательность, любознательность.
Предлагаем Вам, уважаемые родители, интересное занятие - опыты в природе.
Именно они помогут Вам решить большинство задач экологического воспитания малыша.
Свойства рассеянного песка. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжёлый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжёлого предмета будет заметно более отчётливым на набросанном песке, чем на рассеянном.
Вывод: рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.
Своды и тоннели. Понадобится трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги. Вставляем в неё карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой.
Вывод: Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.
А также:
Известно: речь – основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных задач процесса образования является развитие речи. Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том, числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирование полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
Для педагогов и родителей является естественным желание видеть детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, проблемы. Одни проблемы уходят с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям взрослых. За последние годы педагоги дошкольных учреждений все чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в усвоении программного материала, отмечают нарушения в звукопроизношении и как следствие этого, слабо развитую речь. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по выше изложенным причинам, отстающие в развитии от сверстников.
Конечно, с такими детьми занимается логопед, но и воспитатели должны принимать активное участие в данной работе для достижения видимых результатов. Исходя из этого, мы решили связать работу по развитию речи детей с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Театрализация занятий привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, театрализованных игр и т.д.
Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Психолог и философ С. Л. Рубинштейн (1889-1960) в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам».
Выразительность речи развивается в течении всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимы такие условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Поскольку не редко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Огромную помощь в этом могут оказать театрализованные занятия в детском саду. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.